Subaru Impreza — модель автомобиля спорт-класса, впервые представлена компанией Subaru в 1992 году.
«Impreza» — выдуманное слово, происходящее от оригинального итальянского слова «impresa», означающего жажду успеха. В польском языке, «Impreza» значит «вечеринка», «событие» или «шоу».
Impreza появилась после снятия с производства популярной модели Subaru Leone/Loyale с устаревшей серией двигателей EA series. Impreza стартовала с серией двигателей EJ series, которые уже стали популярными в старшей модели, Subaru Legacy.
Subaru — единственная компания, которая оснащает автомобили данного класса симметричным полным приводом.
История
Впервые седан и универсал Subaru Impreza, созданные на укороченной платформе модели Legacy, были представлены в Японии в ноябре 1992 года. Формально автомобиль пришел на смену устаревшей модели Leone, но, будучи более компактным, он идеально вписался в рамки тогдашнего гольф-класса. Постоянный полный привод с понижающим рядом в трансмиссии с тех пор почти не изменился. Первоначальная гамма четырехцилиндровых оппозитных моторов включала варианты объемом 1,6 (90 л.с.), 1,8 (103 л.с.) и 2,0 л (115 л.с.), причем наименее мощные модификации можно было заказать с приводом только на передние колеса. Коробки передач — пятиступенчатая «механика» или четырехступенчатый «автомат». Чуть позже появился мотор объемом 2,2 л (135 л.с.), который устанавливался только на автомобили для Северной Америки. Характерные двери без рамок стали как у Legacy.
Одновременно с обычными версиями была представлена Impreza WRX с 240-сильным двухлитровым двигателем, оснащенным турбокомпрессором. Но столь мощные версии продавались только на внутреннем японском рынке, а европейцам и американцам предлагалась Impreza GT (на отдельных рынках — Impreza Turbo), мотор которой развивал 211 л.с. Зато такой автомобиль можно было купить с кузовом универсал — из подобных предложений тогда существовал только «сарай» Audi S2 Avant с двигателем мощностью 220 л.с.
В 1993 году Impreza заменила Legacy в чемпионате мира по ралли, а в январе следующего года в свободной продаже появилась максимально приближенная к «боевой» версия WRX STi, подготовленная спортивным подразделением Subaru Tecnica International. Облегченный кузов, двигатель мощностью 250 л.с., спортивные тормоза... Позднее мощность подняли до 280 л.с. — больше не позволяло японское законодательство.
В декабре 1994 года на японском рынке появилась модификация с кузовом купе, носившая собственное имя Retna. Позднее именно на ее основе строились болиды для ралли. Помимо своей родины двухдверка продавалась только в США — как Impreza Coupe. А еще японцы сделали из Импрезы кабриолет! Он дебютировал в 1995 году на автосалоне в Токио под названием Subaru Operetta, но публика встретила автомобиль без энтузиазма, и в серию он не пошел.
В 1996 году Impreza подверглась небольшому фейслифтингу, а из европейского и американского модельного ряда были исключены переднеприводные версии. Еще через год обновился интерьер, а в США начались продажи модификации с атмосферным двигателем 2.5 мощностью 165 л.с.
23 августа 2000 года в Японии прошла презентация Импрезы второго поколения. Европейская премьера состоялась в октябре на автосалоне в Бирмингеме. Обновился прежде всего дизайн. Конструкция в целом осталась прежней, а из модельного ряда исчезло купе. Под капотом европейских версий были «оппозитники» объемом 1,6 л (95 л.с.) и 2,0 л (125 л.с.).
Ставший к тому времени культовым «беджик» WRX стали использовать для обозначения более мощных версий с наддувным мотором мощностью 218 л.с. В Японии Impreza WRX развивала 250 л.с. Чуть позже появилась топ-модель WRX STi (265—280 л.с. в зависимости от рынков) с видоизмененной подвеской, электронноуправляемым центральным дифференциалом (сначала его устанавливали только на машины для Японии) и блокировкой заднего межколесного дифференциала.
В конце 2002 года, всего через пару лет после дебюта, была показана обновленная «вторая» Impreza. Причем многие изменения в конструкцию и дизайн серийных машин были внесены по настоянию заводской раллийной команды Subaru World Rally Team — редчайший случай в современной автомобильной практике! Например, иное оформление передка позволило улучшить аэродинамику и охлаждение моторного отсека раллийных болидов. Дополнительной модернизации подверглась евроверсия WRX — мощность двигателя поднялась до 225 л.с.
Несмотря на грозный раллийный имидж, продажи шли вяло. Машину много критиковали за спорную внешность. И в 2005 году японцы провели еще один рестайлинг: на этот раз пластическую операцию Импрезе провел новый шеф-дизайнер Андреас Запатинас, пришедший из Alfa Romeo. Изменилась линейка моторов: двигатель 1.6 ушел в историю, отдачу двухлитрового двигателя довели до 160 л.с., а на версию WRX установили 230-сильный мотор объемом 2,5 л. Кроме того, с середины 2006 года европейская Impreza получила двигатель объемом 1,5 л (105 л.с.), который уже устанавливался на автомобили в японской спецификации.
Надо сказать, что за всю недолгую историю было выпущено огромное количество всевозможных ограниченных серий Импрезы. Наиболее известные — серия S201—S204, 22B, V-Limited, а также RB320 — в память знаменитого гонщика Ричарда Бернса. Они отличались стайлингом, форсировкой двигателей и настройками подвески. Особняком стояли версии Type RA и Spec C, омологированные по правилам группы N для участия в международном ралли. Прощальной стала партия из 400 автомобилей в специальной версии WRX GB270 для рынка Великобритании: со специальным аэродинамическим обвесом и двигателем мощностью 270 л.с.
Наконец, в апреле 2007 года на автосалоне в Нью-Йорке японцы представили Импрезу третьего поколения: старое вино в новых мехах. Универсал канул в Лету, седан — только для Америки, всем остальным — хэтчбек.
Автоспорт
На автомобилях Subaru Impreza, подготовленных британской компанией Prodrive Ltd, было выиграно три личных титула чемпиона мира по ралли: Колин Макрей победил в 1995, Ричард Бёрнс в 2001 и Петтер Сольберг в 2003 году. Также компания Subaru с моделью Impreza трижды первенствовала в зачете производителей чемпионата мира по ралли: с 1995 по 1997 год. На различных модификациях Subaru Impreza выиграно множество этапов чемпионата мира по ралли, в последний раз на Ралли Великобритания 2005 года.
Награды и премии
В 2009 году журналом «Wheels magazine» Impreza была признана автомобилем года; журнал «Car and Driver» называет Impreza в числе 10-ти самых престижных автомобилей на североамериканском рынке WRX в 2002 и 2003 годах.