Су-37 (по кодификации НАТО: Flanker-F) — многофункциональный сверхманевренный истребитель, предназначенный для завоевания господства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям. Создан на базе истребителя Су-35, первый экземпляр построен в конце 1993 года (заводской шифр самолёта Т10М-11, б/н 711). Первый полёт состоялся 2 апреля 1996 года.
Основные отличия от Су-35
* основное отличие — установка двигателей с управляемым вектором тяги (разработанных в ОКБ им. А. М. Люльки), именно это и позволило достичь высоких маневренных характеристик;
* соответствующие доработки систем управления самолётом;
* новое информационно-управляющее поле кабины лётчика: четыре крупноформатных жидкокристаллических цветных (в отличие от Су-35, где индикаторы монохромные) многофункциональных индикатора и широкоугольный индикатор на лобовом стекле;
* усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя, включающая тепловизор, совмещённый с лазерным дальномером-целеуказателем;
Конструкция планера в целом подобна Су-27, однако при создании Су-35 и Су-37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолёта разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объём топлива.
В ходе лётных испытаний самолёт Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости, например
* разворот в плоскости симметрии на 360° («чакра Фролова»);
* форсированный (за время, меньшее 10 секунд) боевой разворот;
* поворот на вертикали;
* «кобра» с углами атаки 150—180°;
* переворот на «колоколе»;
* переворот с потерей высоты до 300—400 м.
Иными словами, в ближнем воздушном бою Су-37 может развернуться практически «на месте», в то время как его противнику придётся совершать широкий разворот.
Технические характеристики
[sp] * Экипаж: 1 чел.
* Максимальная скорость: 2500 км/ч
* Боевой радиус: 800 км
* Дальность полёта: 4000 км
* Практический потолок: 18000 м
* Длина: 22,183 м
* Высота: 6,35 м
* Размах крыла: 14,698 м
* Площадь крыла: 63,5 м²
* Шасси: 3-точечное
* Масса пустого: 18500 кг
* Масса максимальная взлётная: 34000 кг
* Двигатели: 2 х ТРДДФ Сатурн АЛ-37ФП
* Тяга форсажная: 2 х 14500 кгс
* Пушечное вооружение: Встроенная пушечная установка ГШ-30-1 калибра 30 мм
* Точек подвески: 14
* Масса подвески: 8000 кг
* Подвесные вооружения:
Ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77 с активным радиолокационным самонаведением
Ракеты «воздух-воздух» средней дальности семейства Р-27 с полуактивным радиолокационным или пассивным ИК-наведением
Высокоманевренные ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-60 и Р-73 с ТГС
Ракеты Х-31 класса «воздух-корабль» и «воздух-РЛС»
Ракеты класса «воздух-поверхность» семейства Х-29
Бомбы и бомбовые кассеты калибром до 500 кг
Вооружение
На узлах внешней подвески размещаются подвесные топливные баки и различное вооружение, (а также спец. контейнеры с аппаратурой РЭБ, или разведаппаратурой) общей массой до 8000 кг. Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески, включающих ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77 с активным радиолокационным самонаведением, ракеты «воздух-воздух» средней дальности семейства Р-27 с полуактивным радиолокационным или пассивным ИК-наведением, высокоманевренные ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-60 и Р-73 с ТГС, ракеты Х-31 класса «воздух-корабль» и «воздух-РЛС», ракеты класса «воздух-поверхность» семейства Х-29, бомбы и бомбовые кассеты калибром до 500 кг.[/sp]