Mafia: The City of Lost Heaven
Жанр: Simulator/Action
Дата выхода: 3-й квартал 2002
Разработчик: Illusion Softworks
Издатель: Take 2
Системные требования: Pentium III 500 MHz CPU, 128MB RAM, Direct3D video 16MB
В последнее время все чаще и чаще в играх проглядывается влияние кинематографа. Причем чаще всего оно проявляется в хорошем сюжете и качественных межигровых вставок, объясняющих связь сюжета собственно с тем, что делает игрок. Max Payne - прародитель таких игр. В нем мы могли наблюдать за историей "человека-которому-нечего-терять". Кто бы мог подумать, что венцом идеи смеси двух почти никак не связанных отраслей развлекательной индустрии послужит игра, под названием Mafia?
Пожалуй никто. На этот раз, история будет рассказана о совершенной противоположенности вышеупомянутого Макса Пэйна. Томми - простой таксист, спокойно выполняющий свой гражданский долг, курящий дешевые сигареты и не нарушающий правил дорожного движения. Это было раньше. Теперь Томми - член "семьи". Теперь Томми - мафиози, разъезжающий на лучших тачках Города Потерянных Небес, носящий самые дорогие пиджаки с золотыми запонками и кольт 1911 в кармане. Он реальный правитель города и никто не может встать у него на пути. Но это сейчас. У каждой истории есть начало.
Сразу после выхода на творение чешских разработчиков начали поспешно и, по-моему, незаслуженно, навешивать ярлыки. "GTA3 семьдесят лет назад", "то же самое, только машины старые и скорости маленькие" и т. д. и т. п. Мне, честно говоря, стало обидно. GTA 3 и Mafia - две разные игры, на разных движках, с разными идеями и концепциями. GTA3 - продолжение культового сериала, с установившимися микропорядками и традициями в разработке и геймплее. А "Мафия" - абсолютная новая страница в игровой индустрии, эдакая новаторская находка, со своими уникальными отличительными особенностями. Так что уж увольте, господа, сравнений, и тем более уподоблений, GTA от меня не ожидайте.
Однажды в Америке
"После тяжелого трудового дня я остановился на обочине, чтобы перекурить минутку. Нет, ну кому нужен таксист в такой поздний час? Нашлись же такие люди! Правда один с дыркой в боку, а другой с приставленным к моему виску стволом пушки. От такой сделки трудно отказаться. Вообще-то, мне надо было выполнить свою обычную работу - отвезти заказчика до указанного места. Но чем это все обернулось для меня..." Примерно так мог рассуждать Томми следующим днем после первого знакомства с членами "семьи". Ну чем не начало типичного боевика в стиле 30-х? А ведь это он и есть. Просто иногда вам придется отвлечься от вникания в перипетии сюжета и поуправлять героем.
Первая затяжка
Игра затягивает с игрового меню. Причем сразу и на долго. Что происходит дальше, после нажатия "Новая игра", не поддается описанию. Но описать придется. Как и положено, начну с графической стороны "Мафии". В этом плане игра - одна из лучший за последний год. Многие могут начать доставать тухлые помидоры, мол "UT2003 - верх графических достижений". Но ведь обе игры построены на разных движках, в свою очередь создававшихся для разных задач. LS3D - движок "Мафии" - специально разработан для единовременной обработки больших количеств высокодетализированных объектов с наикачественными текстурами, притом, на больших пространства. Видно, что над текстурами художники Illusion Softworks очень много внимания. Прорисовка на наивысшем уровне. Модели поражают не менее, чем их анимация. Это действительно кино. Грань между реальностью и игрой впервые приблизилась на минимум к нулю.
Год строгого режима
А под красочной обложкой скрывается не менее потрясающий геймплей. Сама помиссионная система прохождения игры предполагает абсолютную линейность. Но если вы поклонник всепоглощающего хаоса и титанической деструктивной анархии - специально для вас открыты два новых режима. Первый - "FreeRide". Вот тут открываются действительно бесконечные возможности - убивайте, крадите машины, давите прохожих, превышайте скорость, проезжайте на красный свет, созерцайте поблескивающие браслеты вверху экрана, означающие, что стражи порядка взяли вас на мушку, отрывайтесь от преследования, украв другую машину, снова давите прохожих... Второй же режим, "FreeRide Extream" открывает вам 19 новых оригинальных миссий, целью которых станет получения скрытых автомашин. Все эти миссии потребуют от вас ловкости, сноровки и умения хорошо водить. Для тех же поклонников размеренного, но никаким образом не лишенного экшена стиля игры - добро пожаловать в обычный режим. Здесь нас встретят 20 миссий, непременно связанных общей линией захватывающего, интригующего, впечатляющего - как угодно - сюжета. Между непосредственно игровыми моментами нас будут почивать шикарными роликами на игровом движке. Оба десятка миссий пролетят за мгновение. Ни одной повторяющейся задачи - разнообразие и свобода действий. Выбирайте тактику, стратегию на свой вкус - главное, чтобы результат удовлетворял интересам "семьи".
Это мой город
На протяжении всей игры вас будет окружать типичный американский мегаполис 30-х. По заверениям самих разработчиков, Lost Heaven - эдакий собирательный образ Чикаго, Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Разводные мосты, дома, стены которых раскрашены под цвета итальянского флага, наполненные старенькими автомобилями улочки... Как и любой другой большой город, делен на разнообразные районы. Здесь вы найдете и рабочие кварталы, и мафиозную "Маленькую Италию", и бизнесменский "Down Town", не обошлось и без Чайна-Тауна с его пагодами и пестрыми улочками.
За нами следят!
Кстати это только кажется, что автомобили тогда были неразвитыми, медленными и неповоротливыми. Именно скорости под 100 более чем гармонично вписываются в общее действие геймплея. Сверхактивное дорожное движение заставляет быть аккуратным и обращать внимание на светофоры и радар, так как за малейшее, даже в пару километров, превышение скорости насущные стражи порядка могут объявить за вами погоню. Пожалуй, о системе строжайшего контроля полисменов стоит рассказать чуточку поподробнее.
Гордо подняв голову, копы расхаживают по тротуарам и следят за соблюдением порядка. Мы на каком-нибудь удачно украденном Guardin'e спокойно (где-то 70 миль в час, когда максимум - 40) провозим очередную партию нелегального - сухой закон как-никак - виски. Слышен свисток и тут же в верхней части экрана появляется блокнотик - за небольшое нарушение положен денежный штраф. Мы переезжаем проходящего мимо пешехода - на экране наручники, а позади слышится характерный гул полицейского авто. Дальше - больше. Чем серьезнее ваш проступок, тем суровее наказание. Может закончиться тем, что вашу машину объявят в розыск по всему городу и тогда на улицах Lost Heaven’a появятся полицейские заслоны, которые будут стрелять на поражение. Стоит заметить, что если при совершении преступления рядом находиться одинокий полицейский, то он не побрезгует вызвать по обыкновенному таксофону подкрепление. Так же преследуются по закону и другие правонарушения, как, например, ношение оружия и его применения, собственно угон автомобиля. Но если вы как-то ухитрились улизнуть на полицейской машине - вы практически неуязвимы.
Хиты 30-ых
Отдельно стоит сказать и о музыке, которая звучит в игре. Эта музыка действительно погружает нас в атмосферу тех времен. Вся музыка вписываеться в игру и самое главное, не раздражает. В каждом городском районе Lost Heaven’a своя музыкальная тема. А заканчивает игры творение группы Lords of Brooklyn под скромным названием "Lake of Fire".
Именно эти тонкие моменты, мельчайшие детали, так старательно проработанные разработчиками, и придают Mafia: The City of Lost Heaven тот неповторимый шарм старых-добрых 30-х годов Америки, наполненных романтикой и - главное - пьянящей, всепоглощающей, притягивающей свободой.