История Ferrari F40
С момента появления «Феррари F40» прошло более 20 лет с тех появилсяне один «самый быстрый автомобиль в мире». Но именно F40 заставляетсердце учащенно биться вспоминая эту удивительную эпоху 80-х. Эпохубрутальных бескомпромиссных спорткаров чертовски привлекательныхрубленых форм и полного отсутствия электронных «ошейников».
ПрезентацияFerrari F40 прошла на Франкфуртском автосалоне 1987 года. Премьераавтомобиля была приурочена к 40-летнему юбилею компании, что и отраженов названии модели — F40.
В очередной раз «Феррари» оставилапозади всех конкурентов и создала самый красивый, мощный и самыйжеланный автомобиль в мире. Во время презентации глава PininfarinaЛеонардо Фиораванти восхищенно рассказывал про новый автомобиль,который создавался как для ежедневной эксплуатации, так и для участияв гоночных состязаниях. Ну а сам босс Ferrari — Энцо — и вовсе заявил,что это лучший автомобиль за всю историю его копании.
Техническии идейно Ferrari F40 представлял собой эволюцию модели 288 GTO, котораявыпускалась с 1984 года. Изначально 288-ая создавалась для участияв ралли (группа Б) и представляла собой, по сути, омологационную версиюсобственно раллийной машины (которая появилась позже и называлась GTOEvoluzione). Ведь по регламенту, чтобы машину допустили к гонкам, онадолжна была быть выпущена в количестве не менее 200 экземпляров.Непосредственно раллийная GTO Evoluzione была подготовлена к 1985 году,а двигатель этого болида развивал фантастические 650 «лошадей»!
Этобыла серьезная заявка на лидерство, но в 1986 году, когда для GTOEvoluzione уже должны были появиться на трассах, Федерация Автогоноквнезапно изменяет правила и Ferrari оказывается не у дел. Из-заизменения технического регламента 288 GTO Evoluzione осталась за бортомсоревнований, так как не подходила под новые требования. Впрочем, каки основной конкурент — Porsche 959.
Но новейшиетехнологии, реализованные в раллийном болиде, не могли остатьсяневостребованными. Так и случилось — большинство технических наработокнашли свое применении в непосредственном продолжении 288 GTOEvoluzione — Ferrari F40. Это и турбированный двигатель,и пространственная рама, и кузов из композитных материалов.
Главнойцелью при разработке кузова нового спорткара было максимальное снижениеего массы. Именно на это были брошены все усилия инженерови конструкторов. В итоге Ferrari F40 получил суперсовременный по темвременам кузов из углепластика, под которым скрывалась легкаяалюминевая рама. Пионером в применении композитных материаловF40 не был — еще раньше они уже использовались в Ferrari GTO —но именно в F40 кузов был сделан из этих материалов полностью. Дляснижения массы автомобиля пришлось пожертвовать и комфортом. В салонеотказались от всего дополнительного оборудования —электростеклоподъемников, аудиосистемы и прочего. В салоне осталосьтолько самое необходимое, без чего уже действительно было нельзя.
Например —кондиционер. Ездить на F40 без него было просто невыносимо — настолькомощный двигатель нагревал салон! Для еще большей экономии массы,на заказ F40 могли комплектоваться пластиковыми окнами вместо обычныхстеклянных. Даже сиденья — и те были специально облегчены и не имелиникаких регулировок. При заказе Ferrari F40 с будущего хозяинаснимались мерки, и в салон устанавливались уже подогнанные под негосиденья. Всего было три типоразмера сидений. В итоге, о комфортев салоне F40 можно было даже и не думать. Водителя трясло на каждойкочке, да и жесткие кресла не позволяли расслабиться.
С учетомтого, что GTO Evoluzione было выпущено считанные единицы (ведь этораллийная версия 288 GTO), F40 совсем не воспринимался как егопродолжение. Дизайнеры намеренно акцентировали сходство с гоночнымиавтомобилями — огромное антикрыло, множество воздухозаборников,аскетизм в интерьере... Все это должно было подчеркнуть, что FerrariF40 — не просто очередной дорожный автомобиль, пусть и с отличнойдинамикой. По задумке самого Энцо Феррари, принимавшего активноеучастие в процессе создания автомобиля, модель должна была бытьспособной в любое время выехать на гоночный трек и принять участиев соревнованиях.
Подкапотом скрывалась скромная на сегодняшний день V-образная «восьмерка»,которая, благодаря двойной системе турбонаддува (схема «twin-turbo»),обладала мощностью 478 л. с. Это был выдающийся результат для середины80-х, который и сделал Ferrari F40 самым быстрым авто своего времени.Его динамические характеристики — разгон до 100 км/ч за 3,8си «максималка» в 321км/ч — еще несколько лет оставались недостижимымидля конкурентов. Следует отметить, что сам двигатель представлял собойдоработанную версию мотора 288 GTO и отличался от прототипа увеличеннымобъемом и турбинами с повышенным давлением.
Изначально «Феррари»планировала выпустить не более 400 экземпляров F40. Но этого было явнонедостаточно, чтобы удовлетворить огромный спрос на модель. Ажиотажвокруг автомобиля поддерживала и пресса — об F40 писали очень много.Писали даже в Советстком Союзе, на страницах «Известий», «За Рулем»и даже «Техника — молодежи» (там F40 называли «дорогим комфортабельнымкупе»).
Несмотря на заоблачную стоимость (300 тысяч долларов),желающих преобрести Ferrari F40 было очень много. Некоторымсчастливчикам, которым все-таки повезло заполучить F40, предлагалисьза него суммы в два, а то и в три раза больше первоначальной стоимости.Автомобилем начали спекулировать! В результате руководство компанииприняло решение увеличить выпуск F40. Окончательный тираж автомобиляболее чем в три раза превысил первоначальные планы. К 1992 году быловыпущено 1311 автомобилей. Большинство из них было окрашено в фирменныйкрасный цвет Rosso Corsa, остальные варианты (Nero, Blu, Giallo)пользовались меньшей популярностью и сегодня встречаются гораздо реже.
Редкие версии
В 1989 годуспециалистами Michelotto была построена гоночная версия F40 — FerrariF40 LM. Трехлитровый двигатель этой машины развивал мощностьв 720 л. с.! С таким «пламенным сердцем» автомобиль разгонялсядо 367 км/ч, а «сотню» одолевал за 3,1 секунды! Всего было выпущено19 автомобилей Ferrari F40 LM. Сегодня это очень редкие авто, ценакоторых превышает стоимость «обычных» F40 как минимум раза в три. Крометого, конторой Michelotto дополнительно были построены семь F40 GT дляитальянского чемпионата по автогонкам, и семь F40 GTE — для британского.
F40 GT и F40 GTE
2 эти версии были более приспособлены к требованиям европейских кольцевых чемпионатов, чем LM-версия.
Компания Michelotto построила 7 версий Ferrari F40 GT, которые были сильнее похожи на «простую» F40, нежели LM-версия и разрабатывались для итальянского чемпионата Гран Туризмо (Italian GT). Мотор развивал 560 л.с. Дебютировал автомобиль на гоночных трассах в 1992 году и одерживал победы на этапах чемпионата, так что эта версия получилась достаточно удачной.
Ferrari F40 GT Evolutione была более серьёзно подготовлена к гонкам, чем F40 GT и, по своей идеологии была ближе к F40 LM. Как и с версией LM шасси GTE было соответственным образом усилено. На машину установили новые более эффективные тормоза и колеса. Для гонщиков на выбор предлагалось три модификации силовой установки: 3-х литровая для трасс с экономным потреблением топлива типа Монцы, 3.5 литровая стандартная и 3.6 литровая для Ле-Мана. В зависимости от выбранного объема, варьировалась и мощность силовой установки от 660 л.с. до 800 л.с. К сезону 1995 года Ferrari F40 GTE получила новую 6-ти скоростную секвентальную коробку передач от спорт-прототипа Ferrari 333 SP. Также, к этому сезону, новые машины получили более эффективные тормоза и сцепление. Кузов остался без изменений и походил на F40 LM, однако позже, была пересмотрена аэродинамика передней части автомобиля и его заднего антикрыла. Доработанные автомобили стали называть второй серией, а в Michelotto было построено только 6 подобных экземпляров: один - в 1994, три - в 1995, один - в 1996 и один - в 1998 году. Это били единственные автомобили, которые могли соперничать с McLaren F1. Помимо заводских машин, били также, представлены автомобили частной разработки, которые именовались, как Ferrari F40 Competizione. Известно, что сохранилось, как минимум, 9 автомобилей этой серии. Все F40 Competizione участвовали в итальянском чемпионате GT.
Эксклюзивнаяпартия в несколько автомобилей была построена для Султана Брунея. Этодавний коллекционер и искушенный ценитель продукции из Маранелло.Специально для него в конструкцию были внесены некоторые изменения —руль переместился на правую сторону, в салоне появились болеекомфортабельные кресла от Ferrari Testarossa, да и отделка интерьерастала куда роскошнее. До тех пор, пока автопарк Султана не будетвыставлен на продажу, найти праворульный F40 на рынке нереально.
спасибо MaxFiorano за материал